Среднеазиатский нож, он же пчак - узбекский нож, он же корд - таджикский нож

Сказать точно, как отличить пчак от корда достаточно проблематично. И то, и другое в переводе с национальных языков означает просто "нож". Скорее можно говорить о единой группе ножей хозяйственно-бытового назначения, которые обладают едиными типологическими признаками, происходящими от индо-иранской группы ножей, самым известными представителями которой являются кард, бичаг, пешкабз, чура, каруд и хайбер. Конечно же найдутся те, кто будет утверждать обратное, отстаивая абсолютную разницу этих двух ножей, и будут, по-своему правы. Ножи разные с этнографической точки зрения и маркетинговой.  Например, если у узбеков ножи можно дарить близким и это желанный подарок, то у таджиков дарить нож близкому нельзя - это приведет к соре, за него обязательно следует дать монетку (символизирует покупку). Оставим пока за скобками данную дискуссию и обратимся к самим ножам.
Традиционное описание пчака/корда следующее: нож имеет прямое широкое лезвие чаще из углеродистой стали клинообразного поперечного сечения с односторонней или двусторонней заточкой и сужающийся к острию обух . На лезвии со стороны клейма (тамги) может быть  узкий дол (иногда два и более) вдоль обуха. Монтаж рукояти ножа двух видов: всадная рукоять расширяющаяся от лезвия к навершию, которое может быть в виде "набалдашника" (или с характерной подпальцевой выемкой), а также накладная на черенок, оканчивающаяся клювовидным навершием .

Иллюстрация 1. Таджикский корд.

 

Иллюстрация 2. Узбекский пчак.

Как уже было сказано пчак и корд по своему функционалу идентичны - хозяйственно-бытовые или кухонные ножи. С точки зрения научной типологии вещей/артефактов, которая принята в современной археологической науке, ключевым критерием объединения их в один тип является их конструкция - прямая спинка/обух лезвия переходящая в черен рукояти без уступов/плечиков, а также широкая полоса лезвия по отношению к рукояти. Варианты оформления острия лезвия позволяют выделить подтипы ножей, которых на сегодняшний день известно четыре.
 

1.Подтип с клинком "кайке".
Такой клинок подразумевает поднятие острия над линией обуха на 3-8 мм.  Именно данный тип лезвия многие  считают "традиционным пчаком" (узбекским ножом). Некоторые "продвинутые ножеведы" скажут, что  что это "андижанский пчак" или "шархон". Похожую форму клинка имеют и "уйгурские пчаки".

Иллюстрация 3. Клинок подтипа "кайке".

Иллюстрация 4. Уйгурский пчак.

2. Подтип с клинком "тугри".
Клинок данного ножа отличается прямой линией спинки/обуха и острым кончиком лезвия. Именно данный подтип принято называть таджикским кордом.

Иллюстрация 5. Подтип с клинком "тугри".

3. Подтип с клинком "толбарги" (ивовый лист).
У клинка такого подтипа, на расстоянии примерно 1/5 длины лезвия, обух, при подходе к острию, несколько опущен вниз. Таким образом, острие клинка находится немного ниже линии обуха, что считается удобным для работы мясников, разделывающих туши животных.

Иллюстрация 6. Подтип с клинком "толбарги" (ивовый лист).

Иллюстрация 7. Современное исполнение (модифицированное) пчака с клинком толбарги.

4. Подтип с клинком "казахча".
У клинка данного подтипа, на расстоянии примерно 1/5 длины лезвия имеется характерная впадина ("фальш-лезвие"), а острие поднимается над линией обуха как у клинка "кайке". Считается, что данный нож имеет узкую специализацию - разделка рыбы и распространен среди жителей (рыбаков) Аральского моря.

Иллюстрация 7. Подтип с клинком "казахча".

Т.е., как мы видим на иллюстрациях, и пчак, и корд представляют собой разные подтипы ножей из одного типа, который мы будем называть "среднеазиатским ножом". Причем, если классический корд - это нож с лезвием "тугри", то к пчаками называют ножи со всеми четырьмя подтипами лезвия.
Традиционно (при продаже) среднеазиатский нож делят на три группы (по размеру):  малый — меньше 14 см, обычный — от 14 до 17 см и большой (тадж. «гов куши» — «короворез») — от 18 до 25 см.

В конструкции среднеазиатский нож выделяют следующие элементы: тыг (клинок), тамга (клеймо на лезвии), дол (кома),   гюльбанд (больстер), доста (черен/рукоять), чакмок (навершие), накладки на черенок, украшенные кёз (орнамент кружочками), бринч (паяная пластина на черенок, на которую крепятся накладки), хин (ножны по-узбекски).

Иллюстрация 8. Конструкция среднеазиатского ножа с накладным монтажем рукояти (ёрма доста).

Клинок (тыг), как уже было сказано традиционно выковывается из углеродистой стали  типа ШХ-15, У12, 65Г (до XX века использовалось сломанное оружие или слитки железа из Индии, с появлением автомобилей в ход пошли  рессоры, обоймы подшипников и другие подручные материалы).
Норма твердости клинка среднеазиатского ножа 50-52 единицы по Роквеллу, реже 54-56 единицы. Такая низкая твердость клинка приводит к появлению у его владельцев привычки постоянно поттачивать свой нож во время работы. Из-за мягкости материала лезвия для заточки нет необходимости использовать бруски, подвести режущую кромку можно даже об обраную сторону тарелки, именно так и поступают узбеки и таджики, подводя нож о донца косух и пиал.
Поверхность клинков из углеродистых сталей обычно оксидируют (воронят), погружая в раствор глины (традиционно), железного купороса или хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым или желтым отливом цвет. Также делают полированные клинки.
Спуски клинка от обуха в основном прямые, на некоторых экземплярах возможны линзовидные вогнутые или выпуклые, но встречаются редко.
Дол (кома) - узкий, шириной около 1 мм, может быть расположен на левой стороне лезвия и тянется по всей длине до острия, вдоль обуха. В некоторых случаях их может быть и два, и три. В редких случаях дол проходит по боковой поверхности клинка, совмещаясь с его центральной линией.  Если на клинке дол только  с одной стороны, то обязательно со стороны клейма (тамги) на лезвии. Долы с двух сторон встречаются реже. Наличие на клинке среднеазиатских ножей долов, как полагают, не вызвано функциональной необходимостью. Это рудимент, имитирующий «Т»-образный обух средне- и длинноклинкового оружия. Некоторые эксперты утверждают, что таджикские корды могут иметь Т-образное лезвие, но такие не попадались.
Долы нужны лишь для повышения престижности пчака, как предмета, имеющего определенное знаковое значение в обществе. Таким образом, пчаку придается внешнее сходство с боевым оружием. В СССР дол считался признаком боевого ножа (канавка на клинке так и называлась — «кровосток»). За изготовление ножа с долами на клинке мастера могли привлечь к уголовной ответственности. Поэтому долы у пчаков, при их массовом изготовлении, вырезать перестали, например на экземплярах с клеймом "Чуст", которые делались в городе Чуст Наманганской области.

Иллюстрация 9. Среднеазиатский нож (пчак) с тамгой "Чуст".


Клеймо (тамга), как правило, расположено на левой стороне под долом, но и на лезвиях без дола (тот же Чуст). Клеймо выбивается на клинке и заливается чаще всего латунью (похоже на золото) или остается незалитым. Наличие клейма на лезвии - "свидетельство" любого качественного пчака (как утвердают некоторые эксперты, тамга (клеймо) на клинке - атрибут именно узбекского пчака, на таджикских кордах клеймо ставится на гюльбанд (больстер). Центральный элементом клейма - изображение полумесяца (как символ веры, особенно распространен у узбекских мастеров), а также часто используются звезды, которые могут обозначать число детей-наследников или учеников, ставших мастерами, и символ хлопка.
Но клеймо могло быть выполнено и "арабской вязью" с изречениями из Корана или именем мастера.

Иллюстрация 10. Тамга (клеймо) на клинке пчака с полумесяцем и зведами.

Иллюстрация 11. Среднеазиатский нож (пчак) с "тамгой вязью".

Гюльбанд (больстер), заменяющий принятые в конструкции европейских ножей перекрестье и втулку, - отливают из легкоплавкого олова или сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни или мельхиора и заливают оловом или его сплавом. На кордах также используют серебро. Украшают гюльбанд гравировкой (традиционно – узбекским растительным орнаментом «ислими»), часто с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы  или стразами.
Таджикские мастера используют свой орнамент - только гравированный и более геометрический, радиально-симметричный, нежели узбекский "ислими". На гюльбанд же ставят клеймо мастера на кордах.
Доста (черен/рукоять) изготавливается из местных пород деревьев (абрикос, чинара), кости, рога,текстолита, оргстекао, а также она может быть паяной листового металла (мельхиор, латунь).
Хвостовик клинка среднеазиатского ножа («соп» - узбекское название) повторяет форму рукояти и продолжается практически на всю ее длину, что повышает прочность ножа. Он несколько расширяется в сторону навершия, оканчиваясь крюкообразным изгибом вниз.
Дерево, текстолит и кость, из которых делается рукоять, обычно не украшают, в оргстекло вставляются  цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа или стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обычно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.
При накладном монтаже рукояти ("ерма доста", узбескс.) в хвостовике пробивается несколько отверстий ("тэшик"), через которые проходят заклепки, скрепляющие с обеих сторон плашки, образующие рукоять. Прежде чем к хвостовику/черенку ножа будут прикреплены плашки, по его периметру изгибается и припаивается полоска ("бринч") из меди или латуни. Она имеет толщину 0,5-1 мм и ширину 4-6 мм. Ее края равномерно выступают над боковыми плоскостями хвостовика. Именно на выступающие торцы полосы -«бринча» накладываются плашки рукояти. Таким образом, между боковыми сторонами хвостовика и плашками сохраняется воздушная прослойка. Мастера эту традиционную конструкцию объясняют тем, что в результате рукоять пчака получается легкой. Второе объяснение — используются более тонкие пластины для плашек.
У кордов же, в отличие от пчаков, паяный бринч не применяется , а весь хвостовик заливается по периметру оловянным сплавом, поэтому рукоять на пчаке легче, а на корде – тяжелее и считается более прочной.
Чакмок (навершие) завершает композицию расширяющейся от лезвия рукояти, оканчиваясь крюкообразным изгибом вниз. Навершие рукояти («чакмок») такой формы делает удерживание рукояти пчака комфортным. На рукояти, около крюкообразного загиба навершия, всегда присутствует или только обозначается небольшая выемка под мизинец. Эта традиционная деталь среднеазиатского ножа наводит на мысль о том, что мастера при изготовлении рукояти ножа стремились скопировать эту деталь с оружия более престижного, чем обыкновенный нож. И оружие это имело в конструкции своей рукояти отдельное, возможно покрытое металлом, навершие.
Специально изготовленное и украшенное навершие применяют на дорогих ножах при накладном монтаже ("ёрма доста"), в виде металлических притинов, или всадном монтаже рукоятей ("сукма доста") из полого рога, в этом случае его выполняют методом пайки из мельхиора, латуни.
В случае всадного монтажа ("сукма доста") навершия может, как такового, и не быть - рукоять имеет простое расширение или же завершение рукояти обозначают путём изменения сечения рукояти (из округлого в прямоугольное), при этом получается подобие "набалдашника".
Как и к любому охотничьему ножу, среднеазиатскому ножу полагаются ножны (хин). Раньше они делались из куска кожи или шились из плотной материи. Нож вставляется в ножны без дополнительной фиксации — очень глубоко. Наружу выступает лишь небольшая часть рукояти и «чакмок» (навершие). Чтобы не разрезать ножны при извлечении пчака, внутри могли устанавливаться деревянные предохранительные вставки. Шов на ножнах располагали с тыльной стороны по осевой линии. Для старых ножен характерен свободный подвес к петле, в которую продевался пояс. Характерной чертой следует также считать "левосторонние ножны" - ношение ножа слева или "лезвием вперед справа" - подобный подвес можно встреить у архаичных форм якутских ножей.

Иллюстрация 12. Традиционные современные ножны (хин) среднеазиатского ножа.

В XX столетии ножны все чаще стали изготавливать из кожзаменителя (дерматина или клеенки) кожезаменитель с картонными вставками, иногда украшенный аппликацией и имитацией бисера. Петлю к ножнам стали пришивать жестко.
Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением или плетением из кожаного шнурка. Редко встречаются ножны  металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой или комбинированные (кожа, дерево, металл).

Безусловно, среднеазиатский нож, впрочем как и все восточное оружие орнаментирован. Орнамент встречается на рукояти, ножнах или на самом клинке (но это не тамга).
Клинки дорогих ножей могут быть украшены, кроме надписи и «тамга» еще и растительным орнаментом «ислими» в различных канонических вариациях (в первую очередь это касается узбекских пчаков), не допускающих произвольного изменения в рисунке. Чем более ценным считается клинок, тем тщательнее наносится на него орнамент.
Сегодня на клинки наносят уже целые "картины", несколько отойдя от канона.

Иллюстрация 13. Современное "стилизованное" исполнение среднеазиатского ножа. Сохранив некоторые традиционные черты, изготовитель данного экземпляра максимально приблизил его к "сегодняшнему дню", и нанес совершенно нетрадиционный орнамент на клинок. Мастер (усто) Зохир Комалов (Бухара).

Накладки на рукояти у узбекских пчаков украшают цветными кружочками («кёз»). Декоративные элементы — «кёз» -изготавливаются из кости, перламутра, цветных и драгоценных металлов или пластмассы. Они впрессовываются в сделанные специально для этой цели углубления в плашках. В рукояти дорогих пчаков, чаще всего бухарской работы, вправляют неограненные полудрагоценные камни, преимущественно бирюзу. (В этом случае в отличие от плоских «кёз», прошлифованных заподлицо с плашками рукояти, камни несколько выступают над рукоятью.)
Иногда каждый кружочек — «кёз» -дополнительно окружен «всечкой» -рядом мелких металлических точек или треугольников. По периметру каждой из плашек рукояти может наноситься еще один декоративный элемент -«чермаха». Это точки или волнистая линия, выполненная из металла (меди или серебра).
Относительно появления этих деталей украшения рукоятей традиционного пчака, что-либо конкретное утверждать невозможно. Кружок, изображаемый в орнаменте многих древних народов, - солярный знак символизирует солнце и несет определенную магическую нагрузку. Точки, образующие кольцо или волнистая линия в орнаменте, почти всегда символизировали не просто воду, но капли дождя и даже тучи.

Иллюстрация 14. Элементы конструкции среднеазиатского ножа (пчака). Орнамент кёз (кес) на рукояти.

Ножны украшаются простым орнаментом, состоящим из цветных точек. Часто эти точки просто нанесены краской. Для дорогих ножей ножны выполняются из качественного материала, и орнамент наносится на них способом аппликации.

После вхождения Средней Азии в состав Российской империи среднеазиатские ножи попадали к нам в единичных случаях: в результате различных этнографических экспедиций, их привозили военные или гражданские, которые находились там в командировках.
В советское время появилось много пчаков из города Чуст, где была единственная в Узбекистане ножевая фабрика, а также различные сувенирные ножи низкого качества.


В конце 90-х годов, после распада СССР компания "Союзспецоснащение" начала регулярные поставки ножей из Средней Азии, в первую очередь узбекских пчаков, в Россию, и их стало возможно приобрести в офисе компании или в розничной торговле.
На первых порах поставщики закупали нои оптом на базарах в Узбекистане, поэтому  ни имя мастера, ни место изготовления у продавцов узнать было невозможно.
Сегодня их можно приобрести во многих ножевых магазинах и магазинах восточной кулинарии,  в том числе и в Интернет-магазинах (в частности, в "Дукан Востока", "Пчак-ножи ручной работы", "Русские ножи"  и т.п.).
В нынешнее время   основную массу узбекских пчаков производят в г. Шахрихон Андижанской области Узбекистана, где существует целый городской район ("махалля") мастеров-ножовщиков ("пичокчи"), в котором трудятся целые семейные династии кузнецов и слесарей-сборщиков пчаков.
В других регионах Узбекистана также живут и работают отдельные мастера ("усто") и семьи пичокчи, но их изделия встречаются гораздо реже.
Родственные узбекским пчакам таджикские ножи ("корды"), в основном, производят в г. Истаравшан (бывший Ура-Тюбе).
Ножи из Средней Азии так полюбились ножеманами, что стенды с пчаками и и кордами теперь всегда присутствуют на различных ножевых выставках: “Клинок”, “Арсенал”, “Охота и рыболовство” .
Более того, компании-производители ножей, освоили выпуск "пчаков". Например модели "Пчак-1" и "Пчак-2" производит ИП Титова, есть свой пчак и у компании АиР "Златоуст".

Иллюстрация 15. "Пчак-2" от ИП Титова.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня среднеазиатский нож (пчак/корд) - единственный представленный на рынке яркий типовой нож для кухни, который можно считать альтернативой для западных кухонников.

Обзор подготовлен по материалам из Сети. Использовались фотографии и материалы с сайтов магазинов "Русские Ножи", "Дукан Востока", "Кукингнайф", "Восточный базар".

10/31/2016 00:00

В Контакте Liveinternet Мой Мир Одноклассники Я.ру Facebook Twitter Blogger